• Просмотров: 7148

Kolokola Usmanov miniКогда звонит колокол…

 Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам,

Скрылась за рекою белая луна ,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где –то за дорогой замирает звон.

С.А.Есенин


Голос колокола — это не один звук, а сочетание нескольких. Чтобы сочетание было красивым, все звуки должны гармонировать. Гармония звуков зависит от формы «юбки» колокола и толщины стенок. Какими только не делали колокола старые мастера! И совсем круглыми, и гранёными, и удлинёнными, и «коротышками». Семьсот лет искали они, пробовали наугад, пока не нашли форму, которую повторяют и сегодня.

Но голос колокола зависит не только от формы тела, но и от его веса. Русские мастера всегда на колоколе отмечали, сколько он весит. Знали: чем он тяжелее, тем ниже его голос. Но и тут не всё так просто! Два колокола вроде бы одного основного тона могут иметь совершенно разное звучание. Один получит обидное прозвище «баран», потому что будет противно «блеять», а другой станет гордостью города, прославит его. Почему? А потому что у них разный размер, толщина стенок и разная бронза. Вот поэтому литьё колоколов всегда считалось великим искусством. Колокол — это ударный инструмент: звук в нём производится при помощи удара. Поскольку ранние музыкальные инструменты были именно ударными, то колокола того или иного вида могут считаться одними из первых музыкальных инструментов человека. Проследить их историю нереально: слишком на большом расстоянии она уходит корнями в древние времена.

Первый прообраз колокола изготовили в древнем Китае более 4000 лет назад. Он представлял собой 16 плоских камней, подвешенных на раме. Когда по ним ударяли деревянным молоточком, появлялась целая гамма диковинных звуков. Конечно же, в нашем представлении колокола, как правило, сделаны из металла. Предполагается, что у царя Соломона на крыше его храма находились громадные золотые колокола, служащие для отпугивания птиц. У древних римлян и греков были колокола всех видов, включая карманные. В Афинах они использовались жрецами, а в Спарте, когда умирал царь, девушки, шествуя по улицам, ударяли в маленькие колокольчики.

Бронзовые колокольчики были обнаружены при раскопках ассирийской столицы Ниневии, уничтоженной приблизительно в 612 году до нашей эры. А их маленькие собратья, наподобие бубенчиков, найдены в Перу в древних усыпальницах, которым около 1500 лет. Развитие колокола от его примитивной формы шло в двух направлениях: восточном и западном. На Востоке он развился в форму, которую условно называют «котёл». Звонкий пример – китайские и японские «колокола-бочки» и знаменитый гонг.

В западной цивилизации колокольчик развивался в форме «чаши». Позднее он дополнился «языком», ударяющим «юбку» колокола изнутри. Громадная металлическая чаша, укрепленная вверх дном под куполом церкви, впервые появилась примерно в четвёртом веке нашей эры. Бронзовые колокола, которые используются сегодня, на 80 процентов состоят из меди и на 20 — из бронзы. В колокола для районов Крайнего Севера в сплав для лучшей морозоустойчивости добавляется больше бронзы. Сам процесс отливки обязательно проходит под чутким контролем мастеров и с искренней молитвой, ведь одно-единственное нарушение пропорций – и колокол вообще звонить не будет! Для того-то и существует кампанология – наука о литье колоколов, изучающая и ищущая нужные пропорции металлов для сплава. В старину русские литейщики, собираясь отлить колокол, отвлекали внимание праздной и докучливой толпы какой-нибудь вестью, слухом или сплетней, которую молва пускала по городу. Считалось, что от этого отливка лучше удастся и в колоколе не будет пузырей.

Kolokola Usmanov 1

К Благовесту, торжественному праздничному звону, люди всегда относились с особым почтением. По обычаю, при первом ударе колокола останавливались (а мужчины ещё снимали с себя шапки), на втором крестились, за третьим кланялись. Согласно народным поверьям, считалось, что при Благовесте после третьего удара дьявол бежит прочь от человека. Вся сила бесовская в это время проваливается обратно в ад. Заслушав звон колокола, нечистые духи и ведьмы улетали как можно дальше, иначе звон охватит их своими звуками, как волнами, и завертит в страшном вихре, словно лёгкую лодочку в водовороте. Издревле народ наделял колокола целебными свойствами. Больных лихорадкой и бесноватых кликуш водили на колокольню во время звона, дабы изгнать болезнь из их тела. Когда в окрестностях города или деревни появлялась холера, чума или другое поветрие, то одна из местных девиц тайком от всех, в полночь, забиралась на звонницу и беспорядочно била во все колокола: жители в испуге выбегали на улицу, а она тем временем так же незаметно возвращалась домой. Делалось это, согласно поверьям, чтобы прогнать ведьму, насылающую мор. Если у человека воспалялся язык или пропадал голос, то обливали колокольный «язык» и этой водой поили заболевшего. Доброй приметой считалось, если выйти из дому или войти в него, завершить какое-либо дело в самом начале колокольного звона. Очень сильно настораживало и порой пугало, если колокол звонил без звонаря (звонящий сам по себе колокол – предвестник пожара). Также при помощи колоколов определяли погоду: если звон ясно раздаётся, то денёк будет солнечным и безоблачным, а если глухо – то жди дождя.  

Как выяснилось, знаменитый «малиновый звон» никакого отношения к одноимённой лесной ягоде не имеет! Оказывается, в бельгийском городке Малин (по-немецки - Мехелен) есть собор Сен-Ромбо. Его 40 колоколов подобраны по звучанию так, что на них можно исполнять музыкальные произведения. Отсюда и пошло выражение «малиновый звон».

            Над Айхалом Благовест раздаётся до небес!

Когда проходишь мимо храма в разгар службы, трудно не услышать величественную музыку колокольного звона. Она невольно привлекает внимание, заставляет прислушаться. Или заслушаться. По ком звонит колокол? Или зовёт кого-то? В древности колокольным звоном созывали народ на вече, указывали дорогу заблудившимся путникам, оповещали об опасности или несчастии. В дни войны набат призывал народ на защиту Отечества. Ликующим звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани. Храмовая звонница созывает верующих к службе и выражает торжество церкви и её богослужений.

Колокольный звон – удивительное церковное искусство, но музыкальные способности в звонарском деле не самое главное. Знаменитый Иван Данилов не знал музыкальной грамоты, но он обладал особым талантом чувствовать звук колоколов и многие называли его «Первым звонарём России». Звонарь, как и любой другой служитель церкви, не может быть неверующим человеком, ведь звон является неотъемлемой частью богослужения.

Мне довелось побеседовать со звонарём и прихожанином Рождественского православного храма Вячеславом Александровичем Бузыкиным и отцом-настоятелем иереем Иоанном Серкиным и узнать о том, как делают божественную музыку. В июле 2009 года, незадолго до освящения здания нового православного храма, в нашем посёлке произошло в прямом смысле слова неслыханное событие. Над Айхалом впервые раздался колокольный звон, знаменующий собой новый этап в истории его развития. Колокола, приобретённые усилиями компании «АЛРОСА», изготовили на московском колокольном заводе «Литэкс» и отправили по железной дороге до Усть-Кута Иркутской области. Затем груз передали Ленскому объединенному речному пароходству и доставили в Якутск, а уже оттуда – и в наш посёлок. Большая часть строительных и отделочных работ близилась к завершению, оставалось дело за малым – установить колокола и кресты, и храм откроет двери для своих прихожан. Перед подъёмом на звонницу колокола освятил протоиерей Владимир Севрюков, прочитав специальную молитву.  

Kolokola Usmanov 2

Каждой звоннице необходим звонарь, ведь колокол не звонит сам по себе. Вячеслав Александрович освоил это редкое и удивительное ремесло на курсах в школе звонарей при Свято-Макарьевском православном богословском институте в городе Новосибирске. Она организована в 1997 году по благословению владыки Сергия, епископа Новосибирского и Бердского, настоятелем храма во имя Михаила Архангела игуменом Владимиром (Соколовым) и музыковедом-кампанологом, кандидатом искусствоведения Л.Д. Благовещенской. До настоящего времени это единственная Школа звонарей в России при высшем духовном учебном заведении.

На сегодняшний день общее количество приходов Русской Православной Церкви превысило 26 тысяч (из них 12 тысяч – в России), действует 688 монастырей. Если предположить, что каждому храму в среднем требуется два обученных звонаря, то их общее количество должно составить более 50 тысяч человек! Число же школ звонарей, регулярно занимающихся обучением, на сегодня — не более десяти. Наиболее известные из них находятся в Архангельске, Москве, Саратове и Петербурге. В наши дни в колокольном звоне, как и в других видах церковных искусств, сейчас происходит заметный подъем. Восстанавливаются колокольни и звонницы, отливаются колокола, открываются школы и курсы для звонарей.   Как выяснилось в ходе беседы, церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане созываются на службу) и собственно звон.

Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частый), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в дни Великого поста.

Звоном называется такой звон, когда бьют сразу во все колокола. Он разделяется на следующие виды:

трезвон – звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приёма). Он звучит на Всенощном бдении (субботняя вечерняя служба) и на Литургии.

двузвон – звон во все колокола дважды (в два приёма). Совершается на Всенощном бдении.

перезвон – повторяющийся несколько раз звон поочерёдно в каждый колокол, по одному или несколько ударов, начиная с большого и до самого малого. Совершается на Литургии и в особых случаях: в Крестопоклонную неделю, на вечерне Великой пятницы перед выносом плащаницы, на утренях Страстной субботы и в Воздвижения креста. Перезвон бывает и во время таинства рукоположения.

перебор – медленный звон в каждый колокол поочерёдно, от малого до самого большого; после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радости о воскресении мёртвых.

Также существует всполошный (набатный) звон – беспорядочный, очень частый звон во все колокола, который бывает во время бедствий.

От отца Иоанна мы узнали о давней русской традиции – на Пасху абсолютно любой желающий может взобраться на колокольню и звонить, возвещая таким образом радостную весть о Воскресении Спасителя. Это можно делать по благословению настоятеля на протяжении всей Пасхальной недели, а также на Рождество. До революции разрешали самостоятельно звонить ещё и в день императорских именин. Кстати говоря, знать ноты звонарям необязательно, ведь все колокола звучат по-разному. Просто в определенных случаях, например, во время праздничного крестного хода или выхода из храма правящего архиерея звон следует более торжественный, чем сигнал о начале обычного богослужения, а звонарь согласно ситуации сам подбирает нужную интонацию звона.

В древности раскачивали не язык, а сам колокол. Остановить его было невозможно, и ритмичные удары стали традицией. Впрочем, и с языком справляться было непросто. В него всегда втирали сало или еще какое-нибудь вещество, чтобы облегчить его ход. Известно, что один из гарвардских студентов пообещал, что, как только закончится Вторая мировая война, он 100 раз ударит в 30-тонный колокол. Своё обещание он выполнил, но едва не потерял сознание в процессе звона. В наши дни число колоколов жёстко не регламентируется – обычно их не менее четырех. Большой «Благовест» задает ритм, три маленьких колокола создают трезвон. Но их может быть и больше. Количество и размер колоколов зависят от размеров звонницы и обеспеченности прихода. Церковные общины, купцы, князья и цари всегда соревновались в отливке колоколов. Считалось, чем они тяжелее - тем больше славы.

Знаменитый, но никогда не звонивший Царь-колокол, стоящий на Ивановской площади Московского Кремля, весит около 200 тонн. Однако сама идея его отливки очень странная – ведь чем тяжелее колокол, тем тише он звучит. Даже если бы Царь-колокол не треснул, и его бы водрузили на колокольню, неизвестно, зазвонил бы он вообще и кто бы его услышал. Общий вес айхальских колоколов Рождественского храма составляет примерно 900 килограмм, самый большой весит почти полтонны. Вся колокольня состоит из девяти звенящих собратьев – четырёх «переборных» колоколов, двух «зазвонных» и трёх колоколов для Благовеста.

Есть ещё такое мнение, что постоянное воздействие звуковой вибрации и сверхвысокого уровня шума очень вредно для слуха. Конечно же, много зависит от развеса колоколов. Если стоять прямо под колоколом, то звук, конечно, очень громкий, а если находиться позади и на возвышении, то степень воздействия заметно снижается. Так или иначе, на колокольне Рождественского храма соблюдены все меры безопасности – звонящий обязательно надевает производственные наушники и прочные перчатки (чтобы не порезаться о колокольные тросы). Также звонарь, настраивая себя на нужный лад, в процессе звона обязательно молится, чтобы звон был угоден Богу.    

Раньше церкви стояли на каждой улице, и колокольный звон, возвещавший верующим о начале молитвы, слышал каждый. Сейчас в больших городах он слышен не многим. Однако искусство звонарей не устарело, и в наши дни колокольный звон имеет практическое значение. А кроме того, колокольный звон - такой же вид церковного искусства, как церковное пение, иконопись. Но сегодня иконы печатают и в типографиях. Можно попытаться пойти в ногу со временем и включать запись колокольного звона через большие уличные динамики, но получится ненатурально. Всё равно, что поставить в храм игрушечного диакона. Настоящий церковный звон техника заменить не может. И ещё - колокол живёт 200-300 лет, потом трескается. Расколотый колокол отправляется на переплавку и звучит во вновь отлитом "собрате". Его жизнь вечна.

Kolokola Usmanov 4

В ближайших приходских планах – организация курсов звонарей для всех желающих, создание наглядной модели – колокольного тренажёра, и введение уроков звона в программу занятий Воскресной школы. Каждый удар в колокол – это трепет души. Особенно это ощущается, когда к нему подходят дети. И, кто знает, может, именно звук колокола обратит душу ребёнка к чему-то хорошему, светлому, вечному.

 

Валерий Усманов,

пресс-служба айхальского ГОКа